Кимоно.by - первый специализированный интернет-магазин экипировки для восточных единоборств |
СТОЙКИ (ТАТИ) И БОЕВЫЕ ИЗГОТОВКИ (КАМАЭ)Во время кумитэ Ояма чаще всего использовал высокие естественные стойки с освобожденной от веса передней ногой - нэкоаси-дати или кокуцу-дати - и стоял совершенно расслабленно и непринужденно. Он предпочитал левостороннюю стойку, но вперед нередко выставлял заднюю, правую руку. Правостороннюю стойку Ояма принимал только эпизодически, как правило, для того, чтобы продемонстрировать какой-то особый прием. Боевые изготовки (камаэ), т.е. позиции рук, туловища и ног, в арсенале Оямы были рассчитаны, прежде всего, на защиту лица, причем не только от ударов ногами, но и от ударов кулаком. Вот описание Като Сигэо его характерной боевой изготовки: "Он использовал боевую изготовку, в которой плечо передней руки постоянно защищало подбородок, а сама рука для защиты лица была поднята вверх в боевую изготовку маэбанэ-но камаэ - "крылья спереди". Ею он мягко отклонял удары противника. Он постоянно двигался по кругу во внешнюю от противника сторону, а потом, внезапно повернувшись, наносил удар основанием (передней) ладони в лицо. Этот его удар был неотразимым и настолько мощным, что буквально сносил противников с ног". В этой изготовке ощущается влияние бокса: та же стойка боком, то же левое плечо, выдвинутое вперед для защиты подбородка. Многие воспринимают камаэ как нечто статическое. Однако боевые изготовки Оямы были совсем не такими. Его руки не фиксировались в одном положении, а напротив пребывали в постоянном движении. Рассказывает Накамура Тадаси: "Во время спаррингов сосай использовал различные боевые позиции: начинал бой в боевой изготовке маэбанэ-но камаэ ("крылья спереди") с обеими ладонями, выставленными вперед, а затем быстро сближался с противником с помощью перемещения ериаси, переходя в позицию бирин-но камаэ (оуроко-но камаэ; "чешуя на хвосте") с выставленной вперед правой рукой в ударной позиции "рука-копье" поверх левой руки или в рюхэн-но камаэ ("изменения дракона") с обоими предплечьями, помещенными горизонтально параллельно друг другу перед грудью одна над другой и попеременно сменяющими друг друга. Эти выходящие то вверх, то вниз руки превращались в удары типа уракен-ути либо в захваты за одежду противника в положении сюто - "рука-меч" (ребро ладони). Казалось, что рука Оямы сейчас нанесет тебе удар, но когда ты пытался защитить лицо, то мгновенно оказывался на полу, сбитый подсечкой сэнсэя, напоминающей лоу-кик". Схожую картину рисует и Ояма Ясухико: "Он то прижимал свою переднюю левую руку к груди и направлял правую руку основанием ладони сетэй в лицо противнику, то выставлял вперед левую руку, а правую руку прижимал к груди". УДАРЫ РУКАМИСэйкен-цуки Другой ученик Оямы, Года Юдзо говорит, что одно из наиболее ярких его
воспоминаний о физической мощи мастера связано с показательными выступлениями
1960 года в усадьбе Цуба-кияма. Тогда один из старших учеников не смог
одолеть толстенный деревянный брус, а Ояма тут же с громким треском переломил
его одним ударом. Последние слова не означают, что Ояма никогда не применял сэйкэн-цуки
во время спаррингов в зале. Это было "фирменное блюдо" для старших
учеников, "Когда сэнсэй спарринговал не с нами, а с более опытными
сэмпаями, случалось, что и он использовал удары кулаком. Поскольку я был
всего лишь учеником первого класса средней школы высшей ступени, то канте
меня просто щадил. Зато с сэмпаем Ясудой, уважаемыми Оямой Сигеру и Оямой
Ясухико он спарринговал очень жестко, яростно", - вспоминает Накамура
Тадаси. Когда он пускал правый гяку-цуки в ход, по словам Като Сигэо,
"все, кому бы сосай ни нанес удар кулаком, просто растягивались на
земле". Сетэй-ути Словно издеваясь над учениками, во время учебных поединков Ояма то и
дело отвешивал им увесистые пощечины. По словам Оямы Сигеру, "сосай
бил левой ладонью не только в грудь или плечо, но и прямо в лицо, отчего
у меня всегда оставались следы от его пальцев. После одного-двух часов
тренировки лицо начинало немилосердно жечь, поэтому зимой было очень приятно
выходить на улицу после тренировки". Маваси-ути Уракен-ути Мэ-цуки УДАРЫ НОГАМИЧитатели учебников по Киокусинкай, - "Что такое каратэ?", "Это каратэ" и других, написанных Оямой Масутацу, прекрасно знают, что он владел практически всем арсеналом ударов ногами каратэ и, несмотря на грузность, был способен бить в голову и даже выше. На одном фото, в старой книге по Киокусин Бобби Лоу, Ояма запечатлен наносящим удар йоко-кеагэ на добрый десяток сантиметров выше собственной головы. По воспоминаниям Накамуры Тадаси, даже разменяв четвертый десяток, Ояма, "похоже, был в самом расцвете сил. Хотя он был человеком крупным, движения его были чрезвычайно быстрыми, а тело очень гибким, например, он мог выполнять полный поперечный шпагат... Маваси-гери и йоко-гери в уровень головы он наносил "со свистом". Но самым любимым ударом Оямы был... кин-гери - банальный удар ногой в
пах, который ученики начинают осваивать буквально с первого занятия. "Под ужасный гул, несшийся со всех концов зала, со своего места поднялся здоровенный мужик. Тут я сообразил: "А-а, так они хотят, чтобы этот мужик схватился со мной"! В разных концах зала встало еще несколько человек, но тут Того поднял вверх один палец и сказал:"Онри ван"! - "Только один"! Под смех и аплодисменты мужик в джинсах и футболке направился к рингу. Чем ближе он подходил ко мне, тем здоровее становился. Он поднялся на ринг и уставился на меня сверху вниз. Головой я ему едва доходил до груди. Стоя передо мной, он казался мне здоровенной двустворчатой дверью. Я невольно оглянулся на Того: у него от неожиданности даже рот раскрылся: "О-о, биггу!..." - "Здоровый!". Вот тебе и "здоровый" - надо же характер зрителей знать, когда такое устраиваешь! "Ояма, Ояма! - закричал мне Того, - Все нормально! Нормально! Тысяча
долларов - деньги немалые!" Рефери смотрел на нас, не понимая ни
слова. Мужик также с любопытством оглядел меня, и, в конце концов, расхохотался
и сказал, обращаясь ко мне: "Ну, что?! Схватимся?" Честно говоря,
у меня колени задрожали. Мужик что-то злобно закричал и пошел на меня,
намереваясь схватить меня обеими руками. И тогда я машинально ударил его
в пах левой ногой. Эффективность - стопроцентная! Ха-ха-ха! Ударом кин-гери нужно овладеть в совершенстве. Кроме того, обязательно
нужно защищать пах. Разобьют тебе "золотую мишень" (кинтэки)
- и все, конец! Ха-ха-ха". Некоторые нюансы использования ударов в пах раскрывает Ясуда Хидэхару: "Поскольку во время спарринга оба противника движутся, то Ояма считал, что удар ногой должен быть нацелен немного в сторону от центральной линии противника... Обычно при ударах ногой нет нужды специально метить в пах, но, если такие удары применяют, то поскольку противники движутся, важно метить "между бедрами". Дело в том, что попасть движущемуся человеку в пах ударом ноги непросто. Это большая удача, если удается нанести удар поддевающим движением снизу между ног противнику". Кроме кин-гери Ояма в совершенстве владел и широко использовал такие удары ногами как мае-гери, кансэцу-гери, усиро-гери и хидза-гери. Стараясь не травмировать младших учеников, во время спаррингов в зале он предпочитал прямые атаки на среднем уровне (тюдан), выполняемые строго по прямой. "Обычно, выполнив мае-гери левой ногой, сосай тут же разворачивался и наносил правый усиро-гери, в который вкладывал движение бедрами, так что тот часто напоминал йоко-гери. Удар пяткой был настолько сильным, что всегда сбивал с ног даже очень крупных парней", - вспоминает Ояма Сигеру. Удары Оямы обладали колоссальной разрушительной мощью, Поэтому основной проблемой в спарринге с учениками для него было не вложение максимума силы в удары, а наоборот ее контроль. Като Сигэо вспоминает: "У него также были мощнейшие удары мае-гери и хидза-гери, но, поскольку для противников вроде меня они были слишком опасны, он просто не мог их использовать во время кумитэ". К нему присоединяется и Накамура Тадаси: "В спарринге маваси-гери он почти всегда наносил подушечкой пальцев (тюсоку) и очень осторожно, чтобы не ударить слишком сильно". [ Продолжение ] |
При использовании материалов с данного сайта ссылка обязательна. |
07.05.2005 | ® "Путь каратэ" 2000 г. |