Кимоно.by - первый специализированный интернет-магазин экипировки для восточных единоборств |
ТЕХНИКА ЗАЩИТЫДля
защиты Ояма использовал мягкие отводящие блоки. "Я в ту пору был
уверен, что правый мае-гери у меня классный, но и им я не мог пробить
защиту учителя. Он мягко парировал мои удары, словно обволакивая ногу
ватой, и в следующее мгновение я уже падал на пол" - вспоминает Като
Сигэо. Ояма широко использовал блоки запястьем (кокэн - "кулак-дуга")
и основанием ладони (сетэй), которые прорабатывал в своем любимом ката
Тэнсе. Рассказывает Накамура Тадаси' "В спарринге с динамично атакующим
противником канте сближался, блокировал удары руками противника своим
кокэн, а затем основанием или ребром ладони той же руки наносил удар в
живот, ловко пользуясь чрезвычайно короткими движениями" В отличие от многих сегодняшних спортсменов Ояма не просто "держал удар", полагаясь исключительно на силу и закалку корпуса, хотя благодаря своей фантастической кондиции он и это мог себе позволить (как говорит Накамура Тадаси, "все наши удары руками и ногами в живот и грудь для него были нипочем"). С помощью микроуклонов он нейтрализовал разрушительную мощь ударов противника и, не тратя время на блоки, мгновенно переходил в контратаку. "Сосай Ояма, били ли его руками или ногами, никогда не принимал удар, стоя на месте, Чуть-чуть сместив в сторону уязвимую точку, в момент удара он сближался с противником и буквально сносил его с ног. Эта мгновенная защита с атакой в его исполнении была просто великолепна. Скажу более того. Никакой защиты он при этом не применял: сначала была атака его противника, а затем его собственная атака, и все. Сосай считал, что, если удар блокировать, то контратака будет слишком запаздывать, и что, если ты хочешь свалить противника, блокировать не следует. Поэтому сосай одновременно с атакой противника сближался с ним шагом суриаси и наносил удар рукой или ногой таким образом, что со стороны казалось, будто два тела сталкиваются друг с другом", - рассказывает Като Сигэо. Другой ученик Оямы, Ояма Сигеру рассказывает следующее: "Часто он намеренно подставлял под удары грудь и другие места, и я до сих пор помню, как брызги его пота после таких ударов попадали мне в глаза, которые тут же начинало щипать. "А, хорошо! Давай еще раз!" - такое ощущение возникало иногда во время подобных кумитэ. Однако обычно, если я атаковал ударом справа, тут же следовала контратака левой ладонью в лицо, за которой мгновенно наносился удар правым кулаком и т.д. Но что ни говори, самым опасным ударом ногой у сосая был удар ногой в пах". ИСТОКИ БОЕВОГО СТИЛЯ ОЯМЫ МАСУТАЦУКасаясь вопроса, как происходило формирование боевого стиля Оямы, Ясуда Хидэхару указывает на то, что мастер в разное время изучал различные школы каратэ - Сетокан, Годзю-рю и др. - и другие воинские искусства - дзюдо, Дайто-рю айки-дзюцу. В частности он пишет: "Стиль кумитэ учителя, который мне довелось видеть, включал самые различные элементы. Поскольку он изменялся, реагируя на действия партнера, то у него не было жестко фиксированных форм вроде того, что если противник использует такой-то прием, я отвечу таким-то приемом. Что касается изготовок к бою (камаэ), то он использовал и стойку нэкоаси-дати из Годзю-рю, и стойки с широко расставленными ногами из Сетокан. Нэкоаси-дати позволяла исполнять технику с высокой скоростью, а стойки из Сетокан обеспечивали большую силу в движениях с вложением бедер. Таким образом, он, как говорят в боевых искусствах, "сочетал длинное и короткое". Ударам кулаком передней рукой с выпадом ои-цуки, сэнсэй предпочитал правый
гяку-цуки, а что касается ударов ногой, то чаще всего он использовал мае-гери. Прихватив руку противника, он сливался с его движением, закручивал его, применял болевые приемы на суставы. Конечно, доводить все эти приемы до конца было немыслимо, и он всегда останавливал прием на определенной стадии его развития. В свой стиль каратэ Ояма включал самые различные приемы, и именно этим он отличался от всех других наставников. Я думаю, что учитель, таким образом, исследовал эффективные в боевом отношении технические приемы. Изучая различные виды техники, он включал их в свое каратэ. Он прихватывал противника передней рукой или обеими руками, двигаясь по кругу, уходил вбок от него "в мертвую зону" в такую позицию, откуда можно было нанести удар рукой или использовать любой другой прием. Сэнсэй занимался также и дзюдо, и в спарринге мог так бросить своего ученика, что тот даже не мог понять, как оказался на земле. Тогда он объяснял, говоря что-то вроде: "Вот тут у тебя дыра"... Если Ояма наносил удар кулаком сэйкэн-цуки, то бил на среднем уровне. На лицо же он просто нажимал ладонью и никогда по-настоящему не бил по мишени. Он часто использовал такие удары как уракен-ути, маваси-ути и фури-ути. Он применял их, двигаясь вокруг противника, Видимо, эти элементы пришли в Киокусинкай из Годзю-рю. Как бы там ни было, техника Оямы была очень богата, а его удар кулаком сэйкэн-цуки, несомненно, обладал колоссальной разрушительной силой, но реально удары в солнечное сплетение своим ученикам он наносил разве что в ката. Совсем иную позицию по этому вопросу занимает Като Сигэо: "Техника сосая Оямы - это не техника, которой его кто-то научил. Конечно, это техника каратэ, но все же это техника, которую он усвоил телом во время затворничества в горах и в боях с быками на скотобойне. У меня есть знакомый, который работал на скотобойне в Татэяма. Он даже
самых азов каратэ не знает, и о сосае Ояма никогда не слышал, но однажды
во время разговора со мной, он рассказал мне следующее: "У нас на
скотобойне был один странный парень. Он взваливал на себя быков весом
под триста килограммов или лупил их голыми руками. В то время как мы били
быков молотками по голове, он голыми руками лупил их по башке, бил по
рогам". Вслушавшись, я сообразил, что речь идет о сосае Ояме в дни
его молодости. Быки, которых сосай Ояма бил голыми руками, едва сознание
не теряли. У некоторых из них череп трескался, начинались конвульсии.
Когда я спросил знакомого: "А что было бы от такого удара с человеком"?
- тот ответил: "Да он бы ему просто шею сломал"! Свое абсолютное, совершенное чувство времени, позволявшее ему уходить от атак противника, он обрел, когда на него бросались быки, а он, не пытаясь остановить их силой, мгновенно хватал их за рога и отворачивал им головы. Ту замечательную скорость, которая позволяла ему сближаться с противником в момент его удара, он также приобрел, сражаясь с быками, Я в этом абсолютно уверен. Тому, кто сумел совладать со скоростью несущегося быка, ничего не стоило справляться с рывками противников из числа людей. Сосай Ояма не раз говорил: "Главное - сила"! Но и эта его идея, видимо, родилась у него под влиянием боев с быками. В спарринге с человеком можно сбить его с ног дважды или трижды, но в бою с быком, если ты не обладаешь мощью, достаточной для того, чтобы уложить его одним ударом, тебе придет конец. [ Обратно ] |
При использовании материалов с данного сайта ссылка обязательна. |
07.05.2005 | ® "Путь каратэ" 2000 г. |