Кимоно.by - первый специализированный интернет-магазин экипировки для восточных единоборств

"Сущность каратэ древности
и наших дней"
[ Главная ] [ Школы каратэ ] [ Мастера каратэ ] [ Тексты о каратэ ] [ История каратэ ]
 

Икеда Хосю

Понятия "кара" и "тэ".

1. Понятие "ку" [пустота]

Изменение названия, отображающего каратэ, продвигалось так: "ТЭ" [рука]-> "КУМИАЙДЗЮЦУ" [объединенная техника]-> "ТОДЭ" [китайская рука]-> "КАРАТЭ" [китайская рука]-> "КАРАТЭ(ДЗЮЦУ)" [(техника) пустой руки]-> "КАРАТЭ-ДО" [путь каратэ]. В промежутках внутри этого изменения можно привести и другие наименования: "тодэ-кэмпо" [китайская школа кулачного умения]; "кэмпо тодэ-дзюцу" [техника кулачного искусства китайской школы]; "тодэ-дзюцу" [техника китайского мастерства]; "каратэ-кэмпо" [кулачное искусство голыми руками] и т.д.

Среди этого впервые современное написание названия "каратэ" отмечено в августе 38 года Мэйдзи, и пошло оно от г-на Темо Ханагусуку (окинавский учитель каратэ среднего звена). Оно совсем еще не было распространено, я уже касался в исторической части того, что в изданной на центральной территории книге "Рюкюское кулачное искусство тодэ" (автор Гитин Фунакоши, издание ноября 11 года Тайсе) одновременно используются оба названия: "китайская рука" и "пустая рука". Также как и проследил изменение написания и в труде "Прямой дорогой каратэ". Вне зависимости от того, являлось ли оно исконным мастерством Рюкю или подвергнутой "окинавизации" танским (китайским) мастерством, в связи с тем, что она стала качественно новой системой, разумеется нет необходимости упорно придерживаться названия "тодэ". Гораздо более важной проблемой является перемена иероглифа написание "кара" из "китайская" в "пустая".

Итак, иероглифы "кара"-"тэ", являясь символом сущности боевого искусства "обороны от врагов и защиты себя голыми руками", также побуждают, вставших на этот путь учеников, к обязательному и постоянному очищению от злобных мыслей и самомнения. Подобно "голосу, пронесшемуся в пустом ущелье" - внутри должна быть пустота. Посредством сего, следует "исходя из внутреннего ничто, исправлять окружающее вовне". В буддизме есть утверждение: "мир ощущений - пустота, пустота - суть сущее". Истинная суть вселенной, если конечно хватит воображения осмыслить, полностью пуста. И тогда пустота - есть ничто иное, как истинная суть всего. В боевых искусствах много видов: дзе, копье, лук, палка, бамбуковый меч, но все они, если обобщить, идут одной дорогой с каратэ. В действительности каратэ - это корневая основа всего, исходя из этого аспекта, я и настаиваю на использовании иероглифа "пустой" ("Прямой дорогой каратэ" издание 31 г. Сева).

Возможно тут много сложных для понимания мест: изначально "пустота",("кара") - не заполнена, поэтому "пустота", есть "отсутствие". То, что называем "отсутствием" в боевом искусстве, называется "не"("му"), но это не то, "чего не было изначально", а превращение "того, что существовало", в состояние "небытия". Это и является истинным смыслом "отсутствия и желаний и мыслей" ("му-син"). Говоря по-другому то, что называется "естеством" - это состояние с естественным отсутствием умысла. "Не" - это пустота, и по причине того, что пустота, скрывает в себе все - она всемогуща. Вот на каких понятиях основывается феномен пустоты. Изменение написания иероглифа "кара" из "Китай" в "пустой", когда мы интерпретируем техническое искусство "голых рук и пустых кулаков" и возвышенное внутреннее состояние, вовлекая (пустоту), побуждает привлечь также и философию в широком смысле слова и задействовать духовную сферу.

2. Понятие "тэ"

Древнее боевое искусство Рюкю, называют "тэ" или "0кинава-тэ", отделяя его от заимствованного из Китая кулачного учения, называемого "тодэй" [ханьская школа], о спорных вопросах связанных с этим я уже распространялся ранее. На центральный островах есть много школ с названием "тэ": "тэ" шеста, серповая "тэ", и имеет смысл раскрыть истинное значение этого слова. В словарях присутствуют следующие обозначения "того, что является тэ": искусство, приемы, уменье, способности, средство. Присоединение этих обозначений (имея в виду понятия, взятые из области боевых приемов военного искусства, как более подходящие, чем перевод иероглифа "тэ" как конечности [руки]), рождает и более глубокие смыслы:
в случаях, когда становятся соперниками и состязаются, используют выражение "сплестись руками";
о стойком сопернике говорят "твердоплечий";
о сверхумелом говорят "левша";
об обучении - "развязка рук";

Кроме того, есть словосочетания:
"наезжающая рука" (приближающийся враг);
"рука помощи";
"рука в заначке" (последнее средство);
"взять инициативу в свои руки";
"упустить из рук";
"легкая рука" (легкое ранение), "глубокая рука" (глубокое ранение), "болевая рука" (серьезное ранение);
- это, и прочее, помногу использует "тэ" в терминологии, несущей в себе нюансы военного дела или боевого искусства. Видимо в этом и заключено глубинное значение, которое имеет в себе слово "тэ".

* Классический пример "тэ в заначке" - Засадный Полк Дмитрия Донского в Куликовской Битве.

[ Продолжение ]

 
 
[ Главная ] [ Школы каратэ ] [ Мастера каратэ ] [ Тексты о каратэ ] [ История каратэ ]
 
[AD-SIZE]
/=45:A F8B8@>20=8O
Rating All.BY
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
При использовании материалов с данного сайта ссылка обязательна.
07.05.2005
® "Путь каратэ" 2000 г.
Hosted by uCoz