Никогда
не играйте с противником в игру, допускающую знакомые для него Ваши действия.
Запутывайте его, маневрируя для отвлечения его внимания.
Не оставайтесь неподвижными в течение слишком долгого времени, потому
что противник отыщет уязвимую зону.
Не сохраняйте в течение длительного времени одно и то же положение или
один и тот же ритм схватки, чтобы противник не привык и не нашел, естественно,
ответа.
Не забывайте, что самая лучшая связка может встретить ответные действия,
если вы выполняете ее слишком медленно или применяете слишком часто. Меняйте
ваши действия и остерегайтесь иметь токуи-ваза (излюбленные комбинации),
которые, в конце концов, станут известными.
Скрывайте ваши намерения; они всякий раз должны быть иными.
Наоборот, приучайте к ним противника частыми повторами, намекая ему на
возможность последующих действий, и в последний момент неожиданно изменяйте
их.
Если противник опытен, опуститесь на месте в прочную позицию и защищайтесь,
показывая намерение не заходить очень далеко в атакующих действиях.
Если он отступает, следуйте за ним, не попадаясь на финты: не раскрывайте
вашу стойку.
Часто поворачивайтесь, прыгайте в стороны, меняйте направление, вынуждая
противника чаще менять свои намерения относительно атаки.
Если противник в левосторонней стойке имеет обыкновение атаковать, даже
с финтами, с левой стороны, обходите его слева и наоборот, чтобы оказаться
под "мертвым" углом.
Если он стоит или если он выше вас ростом, беспокойте его, опускаясь
в низкую стойку.
Если он ниже вас ростом, держите его на почтительном расстоянии короткими
сериями ударов ногами или выдвижением кулака вперед.
Если он растянут хуже вас, господствуйте над ним (подавите его).
Если он растянут лучше вас, ищите пути проникнуть внутрь его стойки,
чтобы помешать ему проводить длинные (дальние) движения.
Часто меняйте ритм, обманывайте противника неожиданными остановками,
ускоряйтесь в момент, когда он считает, что вы запыхались, замедляйтесь,
когда вы чувствуете, что он способен остановить развиваемую вами атаку.
Чередуйте (смешивайте) удары с отскоком и удары с давлением (кекоми),
или толчки, чтобы на длительное время сковать защиту противника.
Сохраняйте точность своих действий; проводите их быстро, создавайте кимэ
только для верных ударов или тогда, когда существует реальный шанс для
того, чтобы его привести, или же тогда, когда вы хотите придать вашему
удару видимость подлинности для лучшего обмана (финт).
Привыкайте
дублировать удар, если он не проходит, а, смотря по обстоятельствам -
и проводить его трижды.
Шевелитесь и поворачивайтесь, но и позволяйте противнику ходить вокруг
вас; оставайтесь зрительно на одном и том же месте и вынуждайте противника
терять дыхание и покрывать всю зону схватки.
Никогда не гонитесь за противником, который кажется вам изнуренным и
усталым, действуйте всегда методично и сознательно.
Если противник нервничает и если он с ходу ищет способ выплеснуть на
вас лавину ударов, немедленно противопоставьте ему останавливающий удар
или жесткий блок, чтобы заставить его смешаться.
Если у вас нет другого выхода, отступите, прикрываясь, но выжидайте,
подстерегайте и при малейшей возможности дождитесь "мертвого"
периода в его атаке, чтобы ответить с силой (и это окажется тем более
легко, потому что противник забудет о своей защите).
Если противник бежит, не спешите, а подберитесь к нему поближе и наступайте
с осторожностью.
Если он много перемещается, перемещайтесь меньше, лишь по необходимости,
чтобы всякий раз противодействовать осуществлению его намерений.
Если вы намерены заманить его, делайте это правдоподобно: финты и ловушки
должны быть похожи на настоящие действия, чтобы противник мобилизовал
свои резервы и изменил свое положение.
Если противник вкрадчив, быстр и гибок, ищите пути пресечения его действий
энергичным движением, мощным блоком; если он, напротив, подобен монолиту
и двигается с мощью, избегайте атаки в лоб.
Никогда не рассчитывайте на то, что вам удастся провести всю комбинацию
с начала до конца, а допускайте возможность ее интуитивного развития в
зависимости от обстоятельств; избегайте любых умственных стереотипов.
Следите за внешними проявлениями вашей усталости и контролируйте свое
дыхание; они могут вас выдать. Вы можете равным образом сделать эти проявления
приманкой, но такой ловушкой можно воспользоваться в ходе схватки не более
одного раза.
Не атакуйте в лоб и до конца противника с хорошо организованной защитой,
сначала предположите, чем он вам может ответить. Ваш первый прием должен
быть предназначен, по меньшей мере, для того, чтобы заставить его пошевелиться
и, в конце концов, раскрыться.
Финтите
в одном направлении, а атакуйте в другом (или дублируйте финт!);
варьируйте уровни и атакующие действия. Включайте в комбинации удары
руками и ногами, чтобы иметь возможность маневра на коротких и длинных
дистанциях.
Не настаивайте на своем, если ваша тактика встречается атакой противника;
дайте возможность противнику провести удар - это даст вам фору при продолжении
схватки.
Этот перечень можно продолжать бесконечно. Каратэ представляет собой
подлинное искусство, которое на определенном уровне дает возможность творить
в соответствии с индивидуальным темпераментом (характером).
Статья взята из книги: Karate pour ceintures noires
Ролан Хаберзетцер (6 дан каратэ).
|