Кимоно.by - первый специализированный интернет-магазин экипировки для восточных единоборств

Ученики Оямы вспоминают.
[ Главная ] [ Школы каратэ ] [ Мастера каратэ ] [ Тексты о каратэ ] [ История каратэ ]
 
печатается по А.М.Горбылев, "ДОДЗЕ", №3, 2000

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Мастер ОямаНовички, приходящие в залы воинских искусств под влиянием просмотра кинобоевиков, обычно ждут от мастера демонстрации каких-то невероятных приемов: высоченных прыжков с несколькими ударами ногами, незримых глазом скоростных ударов, изощренных приемчиков.
Таков шаблон массового сознания, которое все измеряет количеством и не в состоянии оценить качество. Для профана мастер - это тот, кто бьет сильнее, быстрее, прыгает выше, разбивает больше кирпичей, умеет выделывать сложнейшие "вертушки", совершать акробатические прыжки. Однако каждый, кто потратил на изучение воинских искусств годы, знает, что далеко не всегда человек, обладающий этими качествами, побеждает в бою. Есть еще что-то, что и составляет подлинное мастерство. Его не увидеть глазом, не измерить, но, тем не менее, оно существует и действует в высшей степени эффективно, Подлинное мастерство не зависит от форм, ибо его основная характеристика - способность свободно изменяться, реагируя на изменения ситуации. Важнейшим его компонентом является мгновенная интуитивная оценка ситуации, которая слагается из оценки времени атаки и защиты, дистанции и мгновенно реализуется в конкретных действиях. Именно таким подлинным мастерством и обладал Ояма Масутацу.

Боевая техника Оямы была лишена всякой вычурности. Он использовал простейшую технику:
из ударов руками - сэйкен гяку-цуки (прямой кулаком руки, разноименной со стоящей впереди ногой), уракен-ути (хлесткий удар тыльной стороной кулака), маваси-ути (круговой удар кулаком), сетэй-ути (хлесткий удар основанием ладони);
из ударов ногами - кин-гери (удар в пах), кансэцу-гери (удар ребром стопы в колено), мае-гери (удар вперед) и усиро-гери (удар назад), и, тем не менее, одолевал любого противника.
По словам Накамуры Тадаси:"В основе стиля Оямы лежало абсолютное владение техникой каратэ и его основами (кихон)". Я восхищался стилем кумитэ его расцвета", - добавляет он. После того как начали проводиться соревнования по правилам Киокусин, похоже, что практически все перешли на использование размашистых приемов, но в то время мы в равной степени использовали удары руками и ногами. Мы занимались каратэ, в котором использовались базовые приемы традиционного каратэ".

Боевой стиль Оямы радикально отличался от того Киокусинкай, какой мы можем видеть сегодня на соревнованиях самого разного уровня, Как утверждает Като Сигэо, "движения Оямы были совсем непохожи на движения сегодняшних спортсменов, выступающих на уровне Всеяпонского чемпионата по Киокусин, Они были очень сильными и гибкими. Это были круговые движения, похожие на характерные движения китайского цюань-фа. В основе их лежал принцип: "Описывай круг с центром в точке, а прямая линия является лишь дополнением"...
Ояме не нравился такой стиль спарринга, какой мы видим сегодня, когда соревнуются только в терпении, а бойцы, пропуская удар за ударом, идут вперед с безразличным видом. Если такого бойца свести в спарринге с по-настоящему сильным противником, его тут же уложат. К тому же, с такой техникой с быками не повоюешь! Сосай Ояма не раз говаривал: "Сегодняшние ребята ни козла, ни собаку убить не смогут"!".

Ояма значительно превосходил большинство своих учеников и ростом, и весом, и физической силой. Своим ученикам он советовал всемерно развивать силу, так как из своего опыта боев с более крупными американцами сделал вывод, что одной техники недостаточно для победы.
Например, Ясуда Хидэхару рассказывает: "Исходя из своего опыта состязательных боев за границей, сэнсэй Ояма советовал нам: "Главное внимание нужно уделять развитию силы, а не технике". Другие, традиционные школы каратэ такой подход считали ересью, но, как говорится, "прежде чем сказать, что умеешь писать, обломай рога горному козлу". Если доведется сражаться с противником вроде борца, занимающегося кэтчем, исконное каратэ мало поможет. Поэтому учитель Ояма и говорил нам: "Мы уступаем иностранцам по физическим данным, поэтому просто сидеть, сложа руки, мы не можем. Нам нужна такая физическая сила, чтобы мы могли одним ударом "уложить" противника", В действительности, сила у него была колоссальная...
Если он сближался с противником вплотную, он не только приподнимал его в воздух ударом локтем снизу вверх, но, поскольку обладал большой физической силой, то еще и отшвыривал на несколько метров от себя...
Он учил, чтобы мы занимались исключительно развитием такой силы, которая бы позволила отшвырнуть противника, пропагандировал "силовое каратэ" и сам усиленно тренировался. "Малая техника - второстепенное, основное же - физическая сила", - говорил он. Я сам своим ученикам, бывало, говорил, что если полагаться только на силу, то снизится скорость движений, но в действительности суть проблемы в том, чтобы добиться их единства".

Однако манере спарринга Оямы не была присуща ставка только на грубую силу. По словам Оямы Ясухико, Ояма, "в отличие от других черных поясов, спарринговал не только очень яростно и строго. В его технике чувствовались изящество и осторожность".

Яркую характеристику мастерства Оямы дает Като Сигэо: "С кем бы он ни стал спарринговать, это выглядело, будто в схватке сошлись взрослый человек и ребенок. Иногда он нарочно позволял нам наносить ему различные удары, и каждый раз, сказав что-нибудь вроде "хороший удар ногой", тут же наносил удар в ответ. Даже когда с учителем начинали спарринговать сэмпай Асихара или Харуяма, через несколько мгновений они уже влетали в стены зала. Какие бы приемы ни применял его противник, ни один из них не достигал цели. У сосая, безусловно, не было равных".
Когда, в 1957 году, Года Юдзо попал в школу Оямы Масутацу, мастер уже отошел от активных поединков со своими учениками (здесь сказалась и травма колена) и в спаррингах только оборонялся. "Однако как взрослый человек балуется с ребенком, так и сосай "забавлялся" с "черными поясами" как с игрушками, не рассматривая такое кумитэ всерьез", - вспоминает Года. Им вторит Ояма Сигеру: "У меня был очень хорошо поставлен правый прямой удар кулаком (сэйкен), но в сосая я попасть не мог никак".

В бою Ояма был совершенно расслаблен и мгновенно контратаковал в ответ на любую попытку атаки. Хотя внешне его движения казались мягкими, он мог мгновенно взорваться и уложить противника одним ударом. "Для стиля спарринга канте были характерны мягкие защиты, неожиданные движения и изменения, но в момент кимэ он со сдавленным криком "У!" и с мощным выдохом из живота и киай в одно мгновение развивал колоссальную пробивную мощь", - вспоминает Накамура Тадаси.

Расслабленность и мягкость позволяли Ояме двигаться совершенно свободно, изменяться в соответствии с изменениями ситуации. Благодаря этому, движения его были совершенно непредсказуемы. Он не использовал стандартных, запрограммированных связок и свободно применял практически любые приемы каратэ, так что его руки и ноги могли в любой момент вылететь с любой стороны по любой траектории. По выражению Оямы Ясухико, "руки сосая обладали абсолютной свободой изменения". К нему присоединяется и Накамура Тадаси:
"Сэнсэй действовал абсолютно свободно и естественно, и мы никогда не могли "прочитать" его движения...". Эта непредсказуемость постоянно ставила учеников Оямы в тупик. "Когда он позволял нам свободно атаковать его, то со стороны казалось, что он почти не двигается. В действительности, во время спарринга мы просто приходили в смятение и не могли решиться атаковать его. Мы все раздумывали, откуда придет удар - сверху или снизу, и неожиданно оказывались на полу. Казалось, что дистанция достаточно велика и безопасна, что мы можем бить руками и ногами, но в одно мгновение он непонятным образом оказывался рядом с нами и каким-нибудь небольшим движением повергал нас на землю. Когда я сейчас вспоминаю об этом, я понимаю, что канте полностью контролировал и все атаки с дальней дистанции", - вспоминает Накамура.

Ояма практиковал и прививал своим ученикам спарринг, весьма близкий к реальной уличной драке. В нем разрешалось практически все: опаснейшие удары ногами в пах и в колено (одним из любимых приемов Оямы был топчущий удар сверху пяткой в коленный сустав), тычки и шлепки пальцами по глазам, удары головой, броски, даже укусы. Кумитэ такого рода Ояма в 30-летнем возрасте практиковал ежедневно, схватываясь с несколькими десятками учеников подряд. Как правило, "черные пояса" группировались в команды по 4-5 человек, и каждый из них по 2-3 мин спарринговал с Оямой, уступая затем место следующему. Все это напоминало "мельницу" и длилось от 30 до 60 минут. При этом на кумитэ Ояма настраивался не как на учебный бой, разновидность игры в "войнушку", а как на реальную схватку не на жизнь, а на смерть. Като Сигэо вспоминает: "Учитель был силен не только в технике. Он далеко превосходил большинство людей силой и обладал замечательной силой взгляда - никто не мог устоять перед страшной силой его нахмуренных глаз".

Во время спаррингов Ояма обязательно учитывал уровень подготовки своих противников. С младшими учениками он "работал" очень аккуратно, стараясь не причинять травм. Он позволял им себя атаковать и действовал от обороны. "Когда президент Ояма спарринговал с нами, своими учениками, он всегда только защищался. Провоцировал наши атаки и блокировал их", - рассказывает Накамура Тадаси. То же самое утверждает и Года Юдзо: "У меня практически не осталось впечатлений о кумитэ с сосаем Ояма по той причине, что свободного поединка как такового не было: как я ни пытался наносить удары руками и ногами, это было все равно, что толкать гору, слишком уж велика была разница в силе. Однако и чувства страха тоже не было, так как сосай не проводил атакующих действий".

Гораздо больше доставалось от него сэмпаям - братьям Ояма, Харуяме, Асихаре и другим. Ояма Сигеру вспоминает: "Как-то раз во время такого кумитэ мой кулак попал в нос сосая. Буркнув: "Подожди чуток", - он вытер кровь, и тут все и началось. Он хватал меня, осыпал непрерывным градом ударов, волочил по полу, топтал ногами. Да-а, досталось мне здорово".

Однако, несмотря на всю жестокость кумитэ в период "додзе Оямы", которое порой походило на форменную уличную драку, Ояма никогда не наносил ученикам серьезных травм и обладал в высшей степени превосходным чувством контроля. Кроме того, он избегал наносить удары в голову кулаком, предпочитая основание ладони сетэй, а удары кулаком в корпус проводил не в полную силу. По словам Оямы Ясухико, "...сосай никогда не атаковал нас в полную силу. Даже выполняя уракен, он, не сжимая крепко кулак, просто наносил быстрый легкий удар полурасслабленной рукой. Поэтому на следующий день после кумитэ с сосаем на теле не оставалось никаких повреждений. В то же время работа с другими черными поясами нередко имела весьма неприятные последствия. Несмотря на то, что кумитэ с сосаем часто затягивалось, после него всегда оставалось хорошее настроение. Его чувство любви к нам было скрыто тем "кнутом", которым, погоняя нас, он как бы хотел сказать: "Отлично, давайте-ка еще позанимаемся...". Или, нанося мне удары: "Ясухико, давай, давай! ". Я полагаю это единственное, о чем он думал, обучая нас".

С дальней дистанции, из положения маэбанэ-но камаэ, с вытянутыми вперед обеими руками, Ояма мгновенно сближался с противником, из левосторонней стойки прихватывал переднюю руку противника правой рукой, а затем обрушивал на него град ударов: основанием ладони левой (сетэй), нукитэ правой рукой и хлесткий удар правой ногой в пах (кин-гери).
Ояма Ясухико в своих воспоминаниях описывает несколько комбинаций, которые Ояма Масутацу часто применял в спаррингах со своими учениками: "В кумитэ сосай Ояма обычно стоял полубоком с выставленной вперед левой ногой. Не успеешь и глазом моргнуть, а он уже приблизился к тебе, левой рукой сбил вниз твою переднюю руку и одновременно правой ладонью накрыл тебе лицо. После этого откуда-то снизу неожиданно следует уракен левой рукой, использовавшейся для защиты...
Иногда правой рукой сосай хватал за волосы, а затем наносил уракен. Отведя левую руку партнера своей левой рукой, сосай сдвигал ее к центру груди и неожиданно наносил в бок ему удар локтем. Затем следовал уракен левой и прямой правой в корпус. Разумеется, он не вкладывал всю силу в удар.
Часто мне доставалось, когда, сократив правым фумиаси дистанцию, сосай основанием правой ладони с громким шлепком наносил круговой удар (маваси-ути). Как правило, он приходился в район уха, так что в голове аж звенело. Если партнеру удавалось убрать голову, то сосай с размаха толчком сбивал его с ног.
Когда я атаковал ударом левой передней руки, сосай блокировал и прихватывал ее своей левой рукой, правой хватал мое плечо и, закручивая мое тело влево, сильным толчком сбивал на пол. Вообще, бросковую технику он использовал довольно широко".

[ Продолжение ]

 
 
[ Главная ] [ Школы каратэ ] [ Мастера каратэ ] [ Тексты о каратэ ] [ История каратэ ]
 
[AD-SIZE]
/=45:A F8B8@>20=8O
Rating All.BY
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
При использовании материалов с данного сайта ссылка обязательна.
07.05.2005
® "Путь каратэ" 2000 г.
Hosted by uCoz