Кимоно.by - первый специализированный интернет-магазин экипировки для восточных единоборств

Ката Киокусин каратэ
[ Главная ] [ Школы каратэ ] [ Мастера каратэ ] [ Тексты о каратэ ] [ История каратэ ]
 

Из книги Камерона Квина (Cameron Qeen)
"Будо каратэ Маса Оямы

Введение

Ката Киокусинкай находят свои истоки в двух течениях учения каратэ: системы Годзю-Рю Тедзюна Мияги (1988-1953) и системы Сетокан Гитина Фунакоши (1868-1958), человека, который ввез каратэ в Японию из Окинавы в 1922 году. Гитин Фунакоши и Кенва Мабуни (1889-1952), основатель сильной системы Сито-рю, тренировались вместе под руководством окинавских учителей Ясуцунэ Адзато (1827-1906) и Анко Итосу (1839-1915). Итосу изобрел ката серии Пинан, которые Фунакоши позднее слегка изменил. Мабуни также тренировался под руководством Канрио Хигаонны (1853-1915).

Тедзюн Мияги начал учиться под руководством Хигаонны в возрасте 14 лет, после того как его представил Рюко Аракаки, высокоуважаемый эксперт, с которым Мияги учился с 11 лет. Стиль Годзю-Рю - это направление Серэй-рю, группы школ Наха-тэ, находящейся в основном под влиянием южных стилей китайского кэмпо.

Хигаонна начал изучать кэмпо в возрасте 16 лет. В 22 года он поехал в город Фучжоу, столицу провинции Фукьен, в Южном Китае. Там он жил 15 лет, обучаясь у учителя Кэмпо Южного Шаолиня, известного под именем Доруко (рю Рюко). Стиль Кэмпо Дорюко основывался на формах пяти животных Шаолинь. Эти формы были первоначально разработаны с учетом их терапевтической ценности врачом династии трех королевств (250-265 до н.э.) Хуа То. Основываясь на его изучении движений медведя, обезьяны, оленя, цыпленка и тигра, концепции Хуа То оказали огромное влияние на большинство боевых искусств, которые вышли из Китая того времени.

Южный Китай, где учился Хигаонна, был, в основном, областью рек и рисовых полей. Основные виды деятельности: гребля, рыболовство, культивация риса, т.е. занятия, способствующие развитию сильной верхней части тела. Битвы часто проходили на мягкой земле, поэтому главным было удержание баланса и устойчивости. Дистанция боя (ма-ай) была маленькой. Отсюда искусство боя имело тенденцию концентрироваться скорее на стабильности, чем мобильности, с тугими, сильными движениями рук, развивающимися вдоль теории Круга и Точки. Тэнсе ката - это хороший пример ката, на которое повлиял южный стиль кэмпо. Это ката было создано Тедзюном Мияги как дополнение к ката Сантин, которое было привезено из Китае его учителем Хигаонной.

Серьезно были также рассмотрены различные методы дыхания. Теория круга и Точки, как считается, была создана Чан Сан-Феном, мастером боевых искусств периода Сун (906-1279). После периода тренировок в горах, подобных тренировкам Маса Оямы, во время которых он близко наблюдал движения обезьян, журавлей и змей, Чан разработал школу Удан (названную так по названию горы, на которой он тренировался). Влияние концепции этой системы было огромно, и, как и пять форм животных Хуа То, она оказала влияние на многие великие искусства, которые возникли позднее, такие как Тай-цзи цюань, Багуа и Син-и.

В отличие от ката школы Наха-тэ, испытавших сильное южное влияние, стиль Сетокан произошел из Серин-рю, направления Сюри, на которые повлиял, главным образом, северный стиль кэмпо. Огромные открытые пространства равнин Северного Китая способствовали такому стилю жизни, при котором развивались сильные бедра и ноги. Люди были охотниками, земля была сухой, и передвигались либо пешком, либо на лошади.

Гитин Фунакоши (1868-1958), отец современного каратэ и инструктор Маса Оямы с 1938 по 1945 год обучал его ката Сюри-тэ. Ката были довольно часто спокойны и величественны, техники сосредоточены на руках и плечах, с движениями в сильной, устойчивой стойке.

Ката северного стиля обладали широкими размашистыми движениями с больших количеством прыжков. Дистанция боя (ма-ай) между противниками была достаточно большой. Блоки и удары были прямолинейными и казались жесткими, по сравнению с южными стилями. Все же они были сильными, когда выполнялись умело. Ката Цуки-но - это типичный пример ката северного влияния.

Важно отметить, что Наха-тэ, Сюри-тэ и Томари-тэ, три стиля каратэ Окинавы, развивались в областях, очень близких друг к другу, и поэтому имеют больше общего, чем различий. Внешне, техники различались широко, но, это, кажется, было вызвано только подчеркиванием разных аспектов одних и тех же общих принципов каратэ, которые разделяли все три стиля. Первоначально, ката принадлежали той или иной школе, но со временем, их перенимали многие школы, причем название ката обычно отличались.

В ранние годы, Мас Ояма имел возможность тренироваться с мастерами Южного и Северного течений, как в Японии, так и в Корее. Поэтому Киокусин-рю - это уникальное слияние обеих школ, что и демонстрируется в многообразии прекрасных и сильных ката.

Каратист Киокусин-рю свободно дерется и на малой, и на большой дистанции. Его удары руками исключительно сильны, и он равно искусен в близких захватах руками и в сильных, круговых блоках. В ката Киокусин можно найти вечную и живую связь с мастером каратэ прошлого, и через эти ката продолжаются традиции классического искусства каратэ.

В соответствии с источником влияния, ката Киокусин могут быть сгруппированы следующим образом:

Наха-тэ - самое сильное южное влияние: Сантин, Тэнсе, Гекисай Се, Гекисай Дай, Сайха, Сайчин, Гарю, Сэйпай
Сюри-тэ - самое сильное северное влияние: Цуки но Ката, Канку, Сусихо (Усейши, Тоюшихо).

Все эти ката, кроме Янцу и Гарю, можно найти в той или иной форме в других основных стилях каратэ (Янцу и Гарю в некоторых случаях находят в стилях, которые являются ответвлениями Киокусин). Гарю, ката с сильным южным влиянием, было разработано Масутацу Оямой. Янцу - это ката, которое часто находят (с различными вариациями) во многих школах китайского Кэмпо.
В прошлом ката было больше, главным образом ката из Сетокан, но они были сокращены.

По отношению к многочисленным ката, которые перестали использоваться в Киокусин, Сосай утверждал, что техники ката Киокусин должны моделировать действительный бой, и ката, которые не имеют такого чистого практического применения, были отклонены.

В индивидуальных тренировках каждый должен искать применения техник ката. Еще до недавнего времени, требования к экзамену на 5-й дан Киокусин в Японии включали ката Хэнгетсу (Сейсан в Годзю-рю).

Название Хэнгетсу означает “пол луны” или “полумесяц” и выводится из многих полукругов описываемых руками или ступнями в ката. Ката Найханти (Тэкки) также практиковались в додзе Оямы. Найханти - это прекрасные ката, включающие красивые и очень важные движения защиты. Хотя оно больше не стоит в программе, обе школы, и Сетокан и Годзю, все еще практикуют ката Найханти. Интересно отметить, что ката Сетокан (северного влияния), перенятые Масом Оямой для Киокусин, используются главным образом для новичков; более продвинутые ката Киокусин пришли главным образом из источников Южного влияния:

1. Занимаясь развитием каратэ в Японии, Фунакоши столкнулся с задачей обучения людей, которые были совершенно не знакомы с основами искусства. В эру, когда дзю-кумитэ (свободный поединок) не практиковалось, было необходимо разработать или применить ката, которые были бы просты в выполнении, но хорошо служили, для передачи основ каратэ. Таким образом, Фунакоши создал ката Тайкеку, и применил другие, такие как Пинан, из-за их соответствия цели. Ката Пинан были созданы Итосу в 1905 году с целью облегчения обучения детей, с которыми он занимался в общественной школе в Окинаве с 1901 года.

2. Тот факт, что Мас Ояма выбрал главным образом ката Годзю-рю, в качестве продвинутых ката в Киокусин, говорит о том, что, скорее всего он считал Южно-китайские теории двух рук и Круга и Точки, как имеющие первостепенную важность в его каратэ. Хотя большинство своих знаний концепций Китайского боевого искусства Сосай Мас Ояма получил в Китае и Корее, эти знания были усилены теориями Годзю, которые он изучал под руководством учителя Со Ней Си. Многие продвинутые техники Киокусин были взяты Сосаем Оямой из его раннего изучения Южных Китайских боевых искусств.

Названия ката.

Вполне возможно, что ката раньше вообще не имели названий, и получили их позднее, как знаки различия, когда количество ката увеличилось. Конечно, названия ката имеют значения, хотя определения ката по этим значениям совсем не обязательно и может даже ввести в заблуждение и оказаться обманчивым. Имена часто неопределенны в переводе, даже для японца. Некоторые имена скорее китайские, чем японские (благодаря их окинавскому происхождению). Они часто мало или совсем не похожи на физические движения или психологические отношения, в них выражаемые, но во многих случаях выражают романтическую поэтику в сердце мастера, который дал им название. Однако осознание источника имени ката может в некоторых случаях помочь интерпретировать и выполнить его. Имена некоторых ката переводятся как цифры, указывая, что, возможно, первоначально было так много различных техник в ката. Некоторые данные дают возможность предположить возможное буддистское влияние на использование определенных чисел. Однако теперешние версии часто не имеют цифровой связи с их именами. Если существует более глубокое, более основное нумерологическое значение в использовании здесь цифр, то это мало известно. Это область, открытая для интересных исследований. Например, первая теория - это, что числа, используемые в именах ката, связаны с модуляцией работы ступенями или с дыханием, а совсем не количество используемых техник. Некоторые ката принимают свои названия от животных; некоторые дают ссылку на динамику и отношение внутри ката, которые могут привести к вариациям в исполнении ката из-за разной личной интерпретации этих динамик или отношений. Хотя сохранение традиции делает необходимым строгое соблюдение точности формы, личное исследование должно привести к широкому разнообразию изменений и вариаций с целью практического применения в реальном бою. Однако традиция должна быть сохранена в контексте собственных личных поисков. Такой поиск жизненно важен, если занимающийся действительно хочет понять ката. Сосай Мас Ояма говорил: "Формы, выполненные единственно с целью показа, бессмысленны в каратэ". Как указал Сосай, мы должны относиться к ката, как к буквам, из которых находят свое выражение предложения и фразы нашего каратэ.

Значение имен.

По словам Сосая Оямы, так как некоторые названия ката взяты от известных Окинавских воинов, или относятся к истории древнего Китая, они мало значат для нас сегодня. Хотя, возможно, имена должны быть обновлены, нужно думать и о сохранении традиций. Сохранение традиций, однако, теряет свой смысл, когда значение традиций так непонятно, что совершенно теряется, и нет уместной причины для ее использования.

[ Продолжение ]

 
 
[ Главная ] [ Школы каратэ ] [ Мастера каратэ ] [ Тексты о каратэ ] [ История каратэ ]
 
[AD-SIZE]
/=45:A F8B8@>20=8O
Rating All.BY
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
При использовании материалов с данного сайта ссылка обязательна.
07.05.2005
® "Путь каратэ" 2000 г.
Hosted by uCoz